История книгопечатания в Китае
8 (495) 231-34-19
Черницынский проезд, д. 3

Заполните контактную форму и наши менеджеры обязательно свяжутся с вами!











Спасибо!
Ваш запрос отправлен.
Наш менеджер свяжется
с вами в указанное время.

Cреди нас нет новичков, все сотрудники в совершенстве знают тонкости профессии. Трудоголиков сложно понять, но с ними приятно сотрудничать, поэтому мы рады встретить среди заказчиков единомышленников.

История книгопечатания в Китае

История книгопечатания в Китае довольно любопытна. С одной стороны, именно в этой стране впервые придумали способ создания печатных книг. С другой – популярность книгопечатания здесь была не так высока, как в Европе. Возможно, у этого были две основных причины. Во-первых, китайская иероглифическая система была слишком сложна, чтобы можно было без труда придумать простой способ печатать такие знаки. Во-вторых, умение писать в Китае считалось чем-то вроде искусства. В Китае процветала каллиграфия, то есть умение писать красиво. Такое умение ценилось, люди платили большие деньги только за то, чтобы мастер каллиграфии, окунув кисточку в тушь, изящно изобразил иероглифы, из которых складывалось имя заказчика. Такой рисунок вешался на стену, он являлся предметом гордости, ценители и коллекционеры перекупали произведения каллиграфического искусства мастеров древности. Поэтому китайцы с трудом свыкались с мыслью, что написание иероглифов может быть не предметом искусства, а всего лишь результатом простого оттиска на бумаге.

Поначалу, как и во многих других странах мира, в Китае для изготовления печатных текстов использовалась ксилография, то есть печать с доски, на которой вырезался текст в зеркальном изображении. Такая доска смачивалась краской и накладывалась на бумагу. Основным недостатком ксилографии было то, что одна ошибка резчика могла привести к тому, что целый лист портился. И все приходилось начинать заново. Изготовление резных досок для одной книги занимало довольно много времени. Правда, китайские мастера любили и умели совмещать текст с гравюрами, которые также изготавливались ксилографическим способом и печатались. Первая известная нам книга, изготовленная методом ксилографии, носила религиозный характер. Это «Алмазная сутра», один из основных текстов буддистской религии. Ее изготовил мастер по имени Ван Чин. Как и у многих других народов, первой целью древнекитайских печатников были не печать каталогов и не дизайн буклетов – они стремились создавать религиозные тексты. Именно нужды верующих стали стимулом для развития книгопечатания в Китае, центром которого стали буддистские монастыри. Еще за сотню лет до появления первых книг массовыми тиражами производилось изготовление листовок своеобразного характера – содержащих ритуальные заклинания. Согласно одной из летописных записей, в 770 году по повелению императрицы был изготовлен миллион таких листовок, которые были разосланы по буддистским пагодам Китая.

Ксилографические книги на первый взгляд напоминали брошюры: они представляли собой своего рода тетрадь из многих сшитых между собой листов. Отличительной особенностью китайских книг было то, что текст обязательно брался в черную рамку – такой вот специфический дизайн брошюр был разработан оставшимися для нас безымянными древними мастерами. Изготовление брошюр такого вида, как говорилось выше, было довольно долгим, однако все равно превосходило по скорости размножение книг с помощью обычных переписчиков. При этом китайские мастера ксилографической печати умели достигать в своей работе высочайшего качества. В XVII веке, когда книгопечатание в Европе только-только стало чем-то привычным и крепко встало на ноги, в Китае уже умели делать высококачественную цветную печать методом все той же каллиграфии.

Первый наборный шрифт в Китае, согласно полулегендарной истории, изобрел мастер Пи Шэн. Он был купцом, но интересы его простирались существенно дальше, чем просто торговля и получение прибыли с оборота. Пи Шэн придумал литеры, которые изготавливались из глины (изображение иероглифа на них выдавливалось палочкой), а затем обжигались на огне. По некоторым сведениям, он создал и наборную кассу, которая позволяла ему изготавливать до нескольких тысяч оттисков. Однако информация об этом изобретении дошла до нас буквально из одного источника – текста китайского историка XI века Шэнь Го. Больше никто не рассказывает нам о купце Пи Шэне, и до наших дней не сохранилось ни одной книги, которая была им напечатана.

Впоследствии глиняные литеры были заменены на бронзовые, более прочные и долговечные. Они широко распространились не только по Китаю, но и по смежным территориям. Например, книгопечатание широко развивалось в Корее, и до наших дней сохранились книги, в XV веке отпечатанные с помощью именно бронзовых литер, метода, который уже не используются в современной печати в полиграфии.