Черницынский проезд, д. 3,  (495) 231-34-19

Заполните контактную форму и наши менеджеры обязательно свяжутся с вами!











Спасибо!
Ваш запрос отправлен.
Наш менеджер свяжется
с вами в указанное время.
Cреди нас нет новичков, все сотрудники в совершенстве знают тонкости профессии. Трудоголиков сложно понять, но с ними приятно сотрудничать, поэтому мы рады встретить среди заказчиков единомышленников.

Иван Федоров, первый русский книгопечатник

В шестнадцатом столетии на Руси появилось книгопечатание. Конечно, печатники Руси того времени не планировали заниматься печатью буклетов или брошюр рекламного характера. Большой популярностью пользовалась религиозная литература. Нужны были учебники. Грамотные люди интересовались историческими сочинениями и трудами философов. Рукописные книги стоили дорого и создавались крайне дорого, не каждый человек мог себе позволить выложить немалую сумму за такую книгу.

Большую роль в развитии книгопечатания на Руси сыграла православная церковь. Долгое время в советской исторической науке было распространено мнение, что церковь была рассадником мракобесия и только мешала развитию просвещения. Лишь немногие историки осторожно говорили, что все было не так однозначно. После перестройки маятник качнулся в другую сторону, и теперь много стали писать о том, что церковь, наоборот, поддерживала ученость и помогала распространять грамотность. Где же истина? Нельзя сказать, что она лежит ровно посередине. Однако на самом деле в истории России были разные периоды, действовали разные люди, побеждали то одни, то другие точки зрения. Так что можно сказать, что бывало всякое. В одних ситуациях церковь поддерживала людей, чьей целью было распространение знаний, в других же ситуациях грамотные люди. Двигавшие науку и технику, были вынуждены бороться с церковью.

Первым книгопечатником на Руси стал Иван Федоров. Он же считается основателем книгопечатания на Украине, так как именно этот человек основал типографии не только в Москве, но и в Киеве и Львове. В те времена, как говорилось выше, его интересовали не печать брошюр и не изготовление каталогов. Все это будет позже, но любое дело, каким бы сложным оно ни было, начинается с первого шага.Организованная Иваном Федоровым типография выпускала в основном книги религиозного содержания, первой из которых стал «Апостол» (богослужебная часть Нового Завета), выпущенный в 1564 году.

Сам Федоров по мнению большинства исследователей происходил из белорусского дворянства, из рода, который к шестнадцатому веку был достаточно малоизвестным и ничем особенным не выделялся. Будущий создатель русского книгопечатания учился в Краковском университете, входил в окружение митрополита Макария и даже занимал должность диакона в одном из храмов московского Кремля. Именно Макарий был одним из тех, кто способствовал развитию книгопечатания на Руси. Возможно, что это он порекомендовал молодого и высокообразованного Федорова царю Ивану IV, который в 1550-е годы велел открыть в Москве типографию.

Но судьба Федорова оказалась нелегкой. Вскоре после того, как его типография принялась выпускать книги, он оказался замешан в нескольких конфликтах. Переписчики книг, не желавшие терять свои доходы, писали доносы на печатников, которые, якобы, искажали богослужебные книги. В самой Русской православной церкви не было единства по ряду вопросов, там тоже шли сложные богословские споры, которые нередко приводили к поиску еретиков в собственных рядах. Покровитель Ивана Федорова, митрополит Макарий, в 1563 году умер и не мог защитить русского первопечатника. В конце концов, Федорову и его другу и соратнику Петру Мстиславцу пришлось бежать в Великое княжество Литовское, где Федоров, опять-таки, занимался организацией книгопечатного процесса. И опять его занимали не печать буклетов и не дизайн листовок – они с Мстиславцем работают над «Учительным Евангелием», изданием евангельских текстов, дополненных комментариями и толкованием сложных и малопонятных моментов.

Однако и в Литве Иван Федоров не задерживается. Теперь его ждет Украина. Он переезжает во Львов, где вновь организует типографию. Кроме Львова, ему приходится работать в городе Острог, где он выпускает первое в истории полное печатное издание Библии на церковно-славянском языке, которое так и вошло в историю под именем Острожской Библии. Перед смертью выезжал в Европу, вновь посетил Краков, Вену, Дрезден, где, в частности, общался с курфюрстом Саксонии Августом. Кроме работы над книгами, немало времени посещал другим техническим вопросам: в частности, Иван Федоров занимался вопросами отливки орудийных стволов.

Умер русский первопечатник в 1583 году. Похоронен в Святоонуфриевском монастыре в городе Львове.