Изобретение книгопечатания в Западной Европе
8 (495) 231-34-19
Черницынский проезд, д. 3

Заполните контактную форму и наши менеджеры обязательно свяжутся с вами!











Спасибо!
Ваш запрос отправлен.
Наш менеджер свяжется
с вами в указанное время.

Cреди нас нет новичков, все сотрудники в совершенстве знают тонкости профессии. Трудоголиков сложно понять, но с ними приятно сотрудничать, поэтому мы рады встретить среди заказчиков единомышленников.

Изобретение книгопечатания в Западной Европе

Современные технологии позволяют решать многие проблемы настолько быстро и качественно, что нашим далеким предкам оставалось только завидовать. Сегодня изготовление брошюр и буклетов даже миллионными тиражами занимает не так уж много времени. Компьютеры позволяют разработать дизайн каталогов, рассмотреть и отбросить множество вариантов, согласовать конечный результат с заказчиком – и сделать это все в кратчайшие сроки и с минимальными затратами. Однако всего лишь несколько сотен лет назад таких возможностей у людей не было. Любое размножение текста выполнялось вручную. Это, в свою очередь, приводило к грандиозным затратам времени. Каждая книга превращалась в отдельное произведение искусства, что значительно поднимало ее цену. Библиотека в несколько десятков томов считалась большой, а та, в которой счет книг шел на сотни, была известна по всей Европе, и многие, кто жаждал знаний, стремились попасть в нее. Да и уровень грамотности был не настолько велик, чтобы средний человек был заинтересован в том, чтобы изучать каталоги, просматривать буклеты и читать рекламные листовки. Конечно, в далеком Китае давным-давно изобрели бумагу. Там же придумали печатный станок. Однако уважение к слову, написанному кистью умелого писца, было настолько велико, что печатные станки выпускали деньги, но не выпускали ни книги, ни какую-либо другую привычную нам печатную продукцию.

Положение изменилось только в середине XV века. В Германии Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Первоначально он носил фамилию Генсфлайш, но по традиции тех времен стал звать себя по названию местечка, где проживали его родители – Иоганн из Гутенберга. Затем как-то незаметно люди привыкли и стали звать его просто Иоганном Гутенбергом. Вместе со своим деловым партнером Андреасом Дритценом Иоганн занимался шлифовкой и изготовлением зеркал, также шлифовал полудрагоценные камни. Наконец, к 1440 году он разработал «искусственное письмо» - способ нанесения текста на бумагу с помощью механического станка. Не вполне ясна в этом роль Дритцена, наследники которого пытались возбудить против Гутенберга уголовное дело, обвиняя того в единоличном использовании изобретения, которое компаньоны, якобы, совершили вместе. Впрочем, Гутенберг без труда выиграл суд, и его авторство было признано и зафиксировано юридически.

В чем состояло изобретение Гутенберга? Он изготавливал из металла выпуклые буквы-литеры, которые представляли собой зеркальное отражение обычных букв латинского алфавита. Из букв набирались целые строки и листы, которые удерживались специальной рамкой. Литеры покрывались краской, делался оттиск на бумаге и через небольшое время, которое требовалось для высыхания краски, лист будущей книги был готов.  Дело было неторопливым и хлопотным, однако по сравнению с тем, сколько времени уходило на переписывание книг от руки, станок Гутенберга позволял изготавливать печатную продукцию с небывалой по тем временам скоростью.

Гутенберг испытывал серьезные проблемы с финансированием своего предприятия и был вынужден занять крупную по тем временам сумму – 800 гульденов – у промышленника Иоганна Фуста. Также Гутенберг обязывался выплачивать еще по 800 гульденов ежегодно на, как бы мы сейчас выразились, на расходные материалы: краску, бумагу и т. д. Доход от типографии должен был делиться пополам, однако через некоторое время Фуст начал требовать деньги, которых Гутенберг еще не заработал. Финансовая отдача от книгопечатания была поначалу небольшой и не покрывала расходов, должно было пройти еще несколько лет, чтобы затраты окупились. Но Фуст не хотел ждать и отсудил у изобретателя книгопечатания его оборудование, вынудив Гутенберга начинать все сначала и искать других преуспевающих людей, которые согласились бы вкладывать деньги в его типографию.

Несмотря на разочарование, через некоторое время Гутенберг снова нашел деньги, начал сотрудничать не только с частными лицами, но и с королевскими дворами. До 1468 года книгопечтник успевает изготовить несколько видов шрифтов, отпечатать ряд текстов, изданных Римским папой, выпустить в свет две Библии и несколько сочинений современных ему ученых и философов. В 1468 году Гутенберг умер, но его изобретение продолжало жить. Европа стремительно развивалась, впереди была эпоха Великих географических открытий, феодальные отношения медленно, но неотвратимо уступали натиску капиталистического способа производства, буржуазия готовилась оттеснить дворянство от управления государством. Хотя до окончательной победы новых социальных и экономических порядков оставались еще сотни лет, Европа нуждалась в грамотных людях, в большом количестве текстов, которые невозможно было изготовить, переписывая книги от руки. Уже Реформация, начавшаяся в 1517 году и закончившаяся расколом западного христианского мира на католический и протестантский, показала, какую роль может сыграть пропаганда, одним из орудий которой были печатные листовки. Печать листовок стала способом быстро и наглядно донести свои взгляды до народа.

Хотя Гуттенберг действительно стал первым европейцем, благодаря которому книгопечатание широко распространилось по всему миру, но и до него было несколько человек, придумавших практически тот же самый способ изготовлять книги. Поэтому точнее было бы называть Гуттенберга не изобретателем книгопечатания, а первым человеком, открытие которого в этой области не только не было забыто, но и стало копироваться.

Жители Нидерландов оспаривают первенство Гуттенберга и утверждают, что первым книгопечатником был Лоренц Янсен по прозвищу Костер (что в переводе с голландского означает «Пономарь»). Якобы именно он первым придумал наборный алфавит из металлических литер и даже напечатал книгу «Зерцало человеческого спасения», посвященную вопросам заботы о человеческой душе. По неподтвержденной информации, он узнал секрет книгопечатания от армянских купцов, которые подсмотрели его где-то на Востоке, скорее всего, в Китае.

Бельгийцы считают, что первым изобрел книгопечатание некто Жан Бритто из города Брюгге. Им была напечатана книга «Учение», написанная парижским философом и богословом Жаном Жерсоном. Правда, по другим сведениям Бритто отпечатал свою первую книгу лишь в 1480 году, т. е. через четверть века после открытия типографии Гуттенберга. Но бельгийцы отвечают на это, что в хронологию попросту вкралась ошибка. И на самом деле Бритто начал свою работу не меньше, чем за десять лет до Гутенберга.

Свои первые книгопечатники есть и у французов. Целых два. Первый – некто Никола Жерсон, служивший самому королю Франции. О нем мало что известно, кроме того, что, вроде бы, он полностью предвосхитил открытие Гуттенберга. Второй – эмигрант из Чехии Прокоп Вальдфогель, по основной профессии – серебряных дел мастер, а заодно талантливый изобретатель. Вальдфогель поселился в Авиньоне и производил там опыты с книгопечатанием.

В Италии основателем книгопечатания считают Памфилио Кастальди из города Фельтре. Во времена эпохи Возрождения ученые люди считали универсальность занятий признаком настоящей образованности, и Кастальди в духе времени был одновременно доктором права, врачом, поэтом – хотя его стихи и не пользовались популярностью. Он придумал книгопечатание, потому что хотел прославиться в самых разных областях деятельности, но не придавал своему открытию большого значения. По одной версии, правда, не имеющей никакого серьезного подтверждения, секрет книгопечатания похитил слуга Кастальди и выдал его Гуттенбергу. По другой, более основательной - Кастальди сам продал свое открытие И. Фусту, ростовщику, который финансировал первую типографию Гуттенберга.

Вне зависимости от того, кто же первым придумал печатный станок, позволяющий изготавливать листовки, брошюры, буклеты и другие виды печатной продукции, все эти люди жили приблизительно в одной и то же время – в XV веке. Само время нуждалось в открытии книгопечатания, и типография “ABT Group”- истинный наследник книгопечатников прошлого - взяла самое лучшее из их открытий, чтобы сегодня оказывать людям качественные полиграфические услуги.